|
|
Русские народные сказки
Вступление
Как известно, фольклор -
синтетический вид искусства. Нередко в его
произведениях соединяются элементы
различных видов искусства - "словесного,
музыкального, хореографического и
театрального". Но основу любого
фольклорного произведения всегда
составляет слово.
Что мы вкладываем в понятие поэтика
фольклора, в каком значении оно
употребляется?
Поэтика ( от греческого poietike - поэтическое
искусство) - один из старейших терминов
литературоведения, который затем проник в
фольклористику. Его значение исторически
изменялось. В настоящее время понятие "поэтика"
в русском литературоведении и
фольклористике употребляется в более узком
и более широком значениях. в более узком
значении как совокупность компонентов
художественной формы произведений
словестного искусства (сюжет, композиция,
явления языкового стиля, ритм, метр и рифма).
В более широком смысле поэтика включает не
только эти компоненты, но также понятие
родов и жанров, принципов и методов
отражения действительности и некоторые
категории теории искусства.
Художественная форма произведений
русского фольклора обратила на себя
внимание давно, в период зарождения русской
фольклористики, во время активной борьбы за
формирование национальной самобытности
русской литературы.
Представители русской мифологической
школы (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер)
в сюжетах стазок, былин и песен, в
поэтической образности пословиц, поговорок
и загадок стремились раскрыть элементы
мифологии, чтобы понять древнее
поэтическое мышление народа. Главный
недостаток работ этих ученых - чрезмерная
архаизация фольклора, преувеличение его
мифологизма. Наиболее ценными являются
многочисленные работы отчасти
разделявшего взгляды мифологов А.А.Потебни
по вопросам народной поэтической
словестности.
В послевоенные годы появляются работы, в
которых отдельные компоненты
художественной формы произведений
русского фольклора исследуются комплексно,
ставится вопрос об их взаимосвязи, например,
детально рассмотрен вопрос о роли
стилистических средств и композиционных
приемов в изображении внутреннего мира
человека в различных жанрах фольклора.
Я думаю, что из сказанного видно, что
изучение поэтики фольклора имеет свою
достаточно богатую историю.
Сюжет и композиция
Особенности сказанного сюжета
Сказка является одним из важнейших
жанров фольклора. В ней, как и в целом во
всем фольклоре, отразилась жизнь народа,
его мировоззрение. Познавательное и
воспитательное значение сказок бесспорно и
огромно. Но сказки представляют большой
интерес и в художественном отношении, и в
частности - как проявление народного
таланта в области сюжетосложения.
Главным признаком всех эпических жанров
фольклора (как и литературы) является их
сюжетность. Однако, сюжет в каждом жанре
имеет свою специфику, которая
обусловлена особенностями содержания,
творческих принципов и назначения жанра.
В чем же эти особенности содержания и
назначения сказки? В чем выражается ее
жанровая специфика? "сказки, - писал
известный фольклорист А.И.Никифоров, - это
устные рассказы, бытующие в народе с целью
развлечения, имеющие содержанием необычные
в бытовом смысле события (фантастические,
чудесные или житейские) и отличающиеся
специальным композиционно-стилистическим
построением".
А.И.Никифоров, на мой взгляд, хотя и кратко,
но довольно точно определил жанровые
особенности сказки, подчеркивая, что она
бытует "с целью развлечения".
Никто, конечно, не станет отрицать
значительность содержания и большого
воспитательного значения сказок. Еще
Пушкин говорил: "Сказка ложь, да в ней
намек! Добрым молодцам урок"
В.Я.Пропп писал: "Сказки есть нарочитая и
поэтическая функция. Она никогда не
выдается за действительность".
Все это отразилось и на сказочном
сюжетосложении, причем, довольно
своеобразно в различных жанровых
разновидностях сказки: в сказках о животных,
социально - бытовых (веовеллистических) и
волшебных (чудесных).
Сказки о животных: сюжет некоторых из
них имеет некоторую экспозицию. Экспозиция
может состоять и из странницы и из одного
предложения: "Жил-был старик да старуха,
детей у них не было", - а дальше - это уже
завязка.
Большинство же сказок о животных не имеют
никакой экспозиции, а сразу начинаются с
завязки.
За завязкой в сказке следует развитие
сюжета. Но надо сказать, что сюжет в сказках
о животных не получил сколько-нибудь
значительного развития, он очень прост.
Иногда он состоит из какой-нибудь одной
ситуации, одного небольшого эпизода. Дело в
сказках о животных не в увлекательности
повествования, а в удивительности
отдельных ситуаций.
Как справедливо подметил Ю.М.Соколов, в
сюжете сказок о животных очень широко
применяется прием встреч - встреч животных
друг с другом или с человеком. Так, в основе
сказки "!Лиса, заяц и петух" встречи
зайца с лисой, собакой, медведем, быком и
петухом . В сказке "Старая хлеб - соль
забывается" мужик вначале встречается с
волком, а потом вместе они встречаются с
лошадью, собакой и лисой.
Прием встреч как нельзя лучше отвечает
идейно-художественному заданию сказок о
животных. С одной стороны, посредством него
передаются какие-то элементы реального (сами
по себе встречи животных между собой и
людей с животными вполне возможны). С другой
стороны, этот прием дает возможность свести,
столкнуть в сюжете любых животных,
наградить их соответствующими качествами и
поступками, передать таким образом самое
невероятное, ирреальное и фантастическое.
Отличной особенностью сюжетной композиции
сказок о животных является то, что в них
широко используется диалогическая речь.
есть сказки, основанное содержание которых
передается через диалоги: например сказки
"Овца, лиса и волк", "Лиса и тетерев"
и другие.
Диалоги потому так широко применяются в
сказках о животных, что оно являются одной
из простейших и вместе с тем эффективных
форм наделения животных человеческими
признаками и качествами (речь и суждение).
Удивительное в такой сказке достигается
своеобразным сочетанием реального и
ирреального, человеческого и животного.
Среди забавных повествований о животных
немало сказок кумулятивных, т.е. таких, в
которых "звенья могут следовать одно за
другим по принципу нанизывания, или
агглютинации". Например: "Колобок",
"Смерть петушка" и другие.
Последовательность появления животных в
сказках (вошь, блоха, комар, мышка, ящерка,
лиса, заяц, вол и медведь) никак жизненно не
мотивирована. Появление этих зверей
определяется художественной логикой, а не
причинно-следственным мышлением.
Житейской тематике посвящены и
собственно бытовые сказки. Их действие
происходит в обычной обстановке - в деревне,
в поле, в лесу и т.д. Их герой мужик, солдат,
работник и т.д. Однако, в них нет животных -
персонажей, животных - героев. А если
животные и попадут в такую сказку, то только
в своем реальном виде, не обладая никакими
качествами и признаками человека. в бытовых
сказках рисуются взаимоотношения не
животных и людей, а только людей. Главные
темы бытовых сказок - это или семейные
отношения, или отношения социально-бытовые
между мужиком и барином, попом и его
работником, солдатом и купцом и т.д.
Условия жизни в бытовых сказках рисуются
довольно реально, характеры типические,
конфликты решаются правдивые. Что же в
бытовых сказках удивительного? Почему они
слушаются с большим интересом?
Удивительное в таких сказках в том, что в
них вполне реальные жизненные конфликты
между вполне реальными персонами получают
необычную, сказочную сюжетную реализацию.
удивительное - в самом сюжете, поведении
героев.
Необычность, сказочность такой сказки
начинается уже с самой завязки сюжета, в
котором обычные люди сразу же вступают в
необычные, исключительные отношения,
начинают действовать в необычных, а потому
и удивительных обстоятельствах. Так,
например, сказка "Попов работник"
начинается с сообщения о том, что поп
посылает в поле работника пахать на собаке.
Но наше удивление еще больше усиливается,
когда мы узнаем, что поп дает работнику в
поле хлеб и говорит при этом: "На, браток,
будь сам сыт, и сучонка чтобы была сыта, да
чтобы и коврига была цела".
Иногда начало бытовой сказки не только
удивительно, но и комично. Так, богатый
мужик пожелал похоронить своего козла, как
человека, по-христиански, с помощью
священному жителей.
В дальнейшем развитии сюжета бытовой
сказки ее занимательность еще более
увеличивается. удивительно, конечно,
желание старика похоронить своего любимого
козла со всеми христианскими почестями,
но не менее удивительно и то, что за
приличную мзду это соглашается сделать и
делают поп, дьячок и звонарь. Удивительное
развитие мы видим и в других бытовых
сказках.
Однако, больше всего удивительного и
невероятного содержат концовки бытовых
сказок.
Их финалы, как правило, неожиданны и
очень интересны.
Особенно много комических ситуаций
содержат бытовые сказки анекдотического
характера.
Главный герой очень многих сказок Иван-дурак
герой фольклора - "дурак", презираемый
даже отцом и братьями, всегда оказывается
умнее их, всегда - победитель всех житейских
невзгод... Любимый народом сказочный герой в
своей сути, конечно, никакой не дурак. Он
совершает различные глупости лишь по чисто
художественным соображениям сказочного
жанра в целях достижения занимательности,
создания удивительных, веселых сюжетных
ситуаций.
Отмеченная ранее специфика сказочного
сюжета (его невероятность и
занимательность) особенно ярко проявляется
в волшебных сказках, где развитию
необыкновенного сюжета способствуют
необыкновенные герои и чудесные существа.
В отличие от рассмотренных выше сказок о
животных и бытовых, в волшебных сказках
кроме людей простого звания (мужик, солдат и
т.п.) героями являются цари и царевичи,
короли и королевичи. Эти сказки нередко
начинаются словами: "В некотором царстве,
в некотором государстве жил - был царь с
царицею". Или: "Жил - был царь, у него
было три дочери" и т.п. Уже одно такое
начало сразу говорит о том, что речь пойдет
в сказке не об обычном, а о чем-то
необыкновенном.
Часто главным героем волшебной сказки
является простой человек (солдат,
крестьянский сын и прочее), совершающий что-то
особенное.
В волшебной сказке разработана
специальная поэтика создания такого
необыкновенного героя. Одним из приемов
этой поэтики является рассказ о необычном,
чудесном рождении будущего героя. Так,
например, сказка "Терешечка"
начинается с сообщения о том, что жили -были
бездетные старик и старуха. "Вот сделали
они колодочку, завернули ее в пеленочку,
положили в люлечку, стали качать да
прибаюкивать - и вместо колодочки стал
расти в пеленочках сынок Терешечка,
настоящая ягодка".
Но, независимо от того, чудесно или обычно
рождение героя волшебной сказки, его всегда
отличают необыкновенные качества : он
проявляет невиданную выдержку, бесстрашен
и совершает буквально чудеса.
Необычно в волшебной сказке и место
действия героев. В отличие от бытовых
сказок, события которых происходят в
привычной крестьянину обстановке, действие
волшебных сказок, как правило, начинается в
незнакомом для крестьянина царском дворце,
а затем переносится уже в совершенно
фантастический мир - за моря и океаны, в
тридевятое царство и тридесятое
государство, в страшное подземелье и т.п.
Здесь герои сказок встречаются с такими
фантастическими существами, как Баба Яга,
Кощей Бессмертный, Змей (трех - , шести - ,
девяти - или двенадцатиглавый), Идолище
поганое, Лихо одноглазое и т.д. Все эти
персонажи обладают невероятной силой и
имеют очень страшный вид.
Все эти страшные чудовища похищают людей,
держат их в подземельях, пожирают. И вот в
этом страшном мире с его невероятными
чудовищами приходится сражаться герою
волшебной сказки, проявляя необыкновенную
силу, храбрость и выдержку. Но, к счастью, он
не одинок в борьбе. Ему помогают самые
различные существа и предметы. В качестве
таких помощников положительного героя в
волшебных сказках выступают мудрые старики
и старухи, фантастические существа
Объедало и Опивало, богатыри Горыня, Усыня и
др. Все эти образы необычны и удивительны.
Помощниками положительных героев в
волшебной сказке выступают всевозможные
животные, звери, птицы: добрый конь "сивка-бурка",
"утка с золотым яйцом", "чудесная
курица", собака, кот, кошка, волк, сокол,
орел, ворон, щука и другие. В отличии от
сказок о животных в волшебных сказках все
эти животные обладают чудодейственной
силой. Именно они нередко управляют ходом
событий. Ярким примером может служить
сказка "Емеля - дурак", где такой силой
обладает щука, которую поймал и потом
выпустил в реку Емеля. После слов Емели : "По
щучьему веленью, а по моему хотенью" -
ведра с водой шли сами домой, топор сам
рубил дрова, а они шли в избу и укладывались
в печь, сани без лошади ездили в лес за
дровами, печь везет Емелю к королю в город.
Емеля превращается в красавца и женится на
королевской дочери.
Кроме живых существ героям сказки
оказывают помощь в самую трудную минуту и
различные предметы: скатерть-самобранка,
сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды,
гудок, рожек, золотое колечко, гребенка,
щетка, полотенце, живая и мертвая вода и т.п.
Все эти предметы в волшебных сказках
обладают чудодейственной силой.
Однако, следует отметить, что самым
действенным средством создания
удивительного в волшебной сказке является
сюжет.
Иногда волшебные сказки начинаются с "присказки",
предшествующей завязке. Цель такой
присказки - настроить слушателя на
сказочный лад, приготовить его к восприятию
удивительного мира, занимательного
сказочного сюжета.
однако присказки не часто встречаются в
сказках. Как правило, сюжет волшебной
сказки начинается с интригующей завязки, с
необычного события, в котором главную роль
играет какое-нибудь волшебное существо,
обладающее чудодейственной силой.
Сюжет в каждой волшебной сказке
развивается своим неповторимым путем и
занимателен по-своему. Однако для всех
волшебных сказок является закономерностью
то, что ее герои рано или поздно в открытой
или скрытой форме обязательно вступят в
определенные взаимоотношения с волшебными,
чудесными силами. Это дает почву для
развития необыкновенного, фантастического
сюжета. в этом главный интерес волшебной
сказки.
Отличительная черта сюжета волшебной
сказки - многособытийность. В ней нередко
раскрывается довольно продолжительный
период в жизни героя, в высшей мере
напряженной и драматической. как правило,
герой сказки должен пройти через ряд
испытаний. В волшебной сказке в связи с этим
разработан специальный поэтический прием
заданий, который выполняет большую роль
в создании образов героев, усилении
драматизма сказки, повышении ее
психологического напряжения.
Нечего и говорить, что наличие в волшебных
сказках всевозможных чудесных животных и
предметов значительно повышает и без того
их заостренную сюжетную занимательность.
В итоге можно заключить, что специфическая
черта сказочного сюжета - его нарочитая
вымышленность, постоянное стремление к
необычному и невероятному. В.Я.Пропп писал:
"В русской сказке нет ни одного
правдоподобного сюжета".
Однако этот общий признак сказочного
сюжета, как мы видим, в разных жанровых
разновидностях сказки проявляется по-своему,
довольно спец3ифично. Это обусловлено
своеобразием содержания и назначения той
или иной сказочной разновидности.
Но в волшебных сказках и в сказках про
животных и в бытовых сказках много от
реальной действительности.
Во всех видах сказок мы находим
своеобразное сочетание реального и
нереального, обычного и необычного,
жизненно правдоподобного, вполне
вероятного и совершенно неправдоподобного,
невероятного. Именно как результат
столкновения этих двух миров (реального и
нереального), двух типов сюжетных ситуаций (вероятных
и невероятных) и возникает то, что делает
повествование сказкой. Именно в этом ее
прелесть.
На основе всего написанного можно
заключить, что сказочный сюжет и по своей
организации и по своим идейно-художественным
функциям отличается яркой жанровой
спецификой. Его главное назначение -
создание удивительного.
Ритм, метрика, рифма
Элементы ритмичности и рифма в сказках
Ритмичности и рифме сказок не посвящено
ни одной даже небольшой специальной статьи.
Между тем, элементы ритмичности и рифма в
сказе не редкость. Их рассмотрение помогает
полнее охарактеризовать жанровую
специфику сказки.
Ритмичность можно рассмотреть на двух
уровнях - композиционном и речевом.
I. Композиционная ритмичность наблюдается
далеко не во всех, но все же во многих
сказках. Она возникает в результате повтора
почти аналогичных сцен, картин и эпизодов.
Композиционная ритмичность менее
отчетливо ощущается в волшебных и бытовых
сказках, но ее можно наблюдать и в них.
Особенно ярко композиционный ритм
проявляется в бытовых сказках так
называемой цепевидной композиции.
Многократные повторения сходных ситуаций в
таких сказках создает четкую
композиционную ритмичность.
Где имеется композиционная ритмичность,
она повышает художественность сказки,
придает ей дополнительную эмоциональную
окраску.
II. не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем
композиционная, находит проявление в
сказках речевая ритмичность. Однако
следует сразу же подчеркнуть, что ритм
прозаической (в том числе и сказочной)
художественной речи в своей основе
принципиально отличен от ритма
стихотворной речи. Если в стихотворной речи
ритм преимущественно образуется
определенным чередованием ударных и
безударных слогов в строке, а
ритмическими единицами в стихотворной речи
являются стопы, то первичными ритмическими
единицами прозы являются колоны.
Колоны (от греческого слова colon - часть
тела, элемент периода) - ритмико-интонационная
единица звучащей речи, речевой такт,
выделенный паузами и обычно объединенный
логическим ударением.
III. В сказке определенную ритмообразующую
роль играет рифма. Теперь остановимся на
этом вопросе чуть подробней. Рифма
совершенно органична не только для сказки,
но и вообще для живой разговорной речи, в
которой она часто совершенно не
преднамеренна и является следствием
синтаксического параллелизма.
Довольно часто встречаются в сказках
точные рифмы. Однако широкоупотребительны
в них и рифмы неточные, приблизительные.
Какую же функцию выполняют рифмы в сказках?
Преднамеренные они или непреднамеренные?
Конечно, можно отметить в сказках и случаи
непреднамеренной рифмовки слов. Однако
представляется, что в подавляющем
большинстве случаев рифмы в сказках вполне
осознанные, преднамеренные и выполняют в
них самые разнообразные идейно-художественные
функции.
О сказке, как повествовании художественном,
нередко свидетельствует уже само ее
рифмованное название: "Лисичка -
сестричка", "Старуха - говоруха", "Крошечка
- Ховрошечка", "Сивко - бурко", "Мальчик
с пальчик", "Счастье и несчастье",
"Сумма, дай ума" и т.д.
Как известно, в стиле сказок приметное
явление составляют различные устойчивые
выражения, которые из одной сказки
переходят в другую. Например: "Ни в сказке
сказать, ни пером описать", "Баба-Яга -
костяная нога", "Конь бежит - земля
дрожит". Эти выражения являются
стилистическим украшением сказки.
Ритмизация и рифмовка сказочной речи - в
большинстве случаев явления хорошо
осознанные и вполне преднамеренные.
Стремление к ритмизации и рифмовке речи по-разному
проявляется в жанровых разновидностях
сказок (в сказках о животных, волшебных и
бытовых), у разных сказочников, в каждой
конкретной сказке, и это всегда должно
учитываться при их анализе.
|